Test Drive Unlimited
- Kia
- Koenigsegg
- Lotus
- Lexus
- Land Rover
- Lamborghini
- Mini
- Mazda
- Mercury
- Maserati
- Mitsubishi
- McLaren
- Maybach
ГОН (гараж особого назначения) – подразделение ФСО, отвечающее за передвижение лиц, подлежащих государственной охране. По закону «О государственной охране» сотрудники Гаража особого назначения обеспечивают передвижение Президента, Председателя Правительства, глав обеих палат парламента, экс-президентов СССР и России, а также лидеров государств, прибывающих в Россию с визитами. Во время зарубежных поездок глава государства также пользуется машинами из Гаража особого назначения. По закону «О государственной охране» сотрудники Гаража особого назначения обеспечивают передвижение Президента, Председателя Правительства, глав обеих палат парламента, экс-президентов СССР и России, а также лидеров государств, прибывающих в Россию с визитами. Во время зарубежных поездок глава государства также пользуется машинами из Гаража особого назначения.
ГОН является структурным подразделением Федеральной службы охраны (ФСО) России. Подготовка водителей осуществляется по уникальной системе, разработанной специалистами ФСО. Водители гаража несут ответственность за безопасность охраняемых лиц наряду с офицерами ФСО.
История гаража началась в 1906 году, когда при дворе Николая II был открыт первый в Императорский моторизированный гараж.
Отбором машин для царских выездов руководил граф Орлов. Первое время он лично сидел за рулем автомобилей, а позже возложил эту обязанность на водителя французского происхождения - А. Кресса. Зная о трепетном отношении императора к техническим новинкам, Кресс особое внимание уделял иностранным автомобилям. Так, к 1913 году в царском гараже насчитывалось более 60 машин 17-ти марок. При гараже появилась школа шоферов, а для возросшего парка автомобилей в Петрограде было построено специальное здание, в котором и хранились полированные красавцы "Роллс-Ройсы", "Мерседесы", русские модели - "Руссо-Балт" и "Лесснер", также, как и любимый автомобиль Николая II - французский "Делонэ-Белльвилль". К началу Первой Мировой войны у императора был самый большой среди всех европейских монархов личный гараж.
В 1917 году "Собственный гараж Его Величества" превращается сначала в автобазу Временного, а после Октября - Советского правительства. В ноябре 1918 года столица была перенесена из Петрограда в Москву, что означало переезд высших эшелонов власти и партийной автоколонны в стены Кремля. После Первой Мировой войны Россия перестала заниматься выпуском машин, поэтому Кремлевский гараж состоял исключительно из импортных автомобилей. 31 декабря 1920 года В.И. Ленин подписал приказ о создании Особого гаража, чуть позже он получил закрепившееся название - "Гараж Особого Назначения". Хозяином "ГОНа" был назначен личный водитель Ленина - С. Гиль. Первым автомобилем вождя мирового пролетариата стал французский "Тюрка Мери". Кроме того, для личных нужд Луначарского, Троцкого, Сталина и др. были закуплены новые "Роллс-Ройсы". Разумеется, содержание Гаража было весьма расточительным занятием: на эти нужды ежегодно уходило около миллиона долларов.
Ленин пользовался бронированным Rolls Royce. В его гараже успели побывать и Renault с движком в 40 л.с., и Delanay Billville, и Turket Mery. Но только два Rolls Royce, которыми пользовались в 1922-1924 годах, дожили до наших дней. Первый Rolls Royce модели Silver Ghost для Ленина купили в 1922 году за 1850 фунтов стерлингов. Владимир Ильич катался на ней до 1924 года. Второй Rolls Royce имел уникальную комплектацию - вместо задних колес у этого Rolls-Royce - резиновые гусеницы. Передние колеса поставлены на широкие, обитые металлом лыжи. Этой машиной Ильич пользовался для поездок в Горки зимой. Этот Rolls Royce переделали в русские сани для наших сугробов на Путиловском заводе. Скорость машины после такого "тюнинга" составила 20 км/час, но Ленин остался доволен.
В году 1922 году "Гараж Особого Назначения" приобрел нового начальника. Вплоть до 1953 года у руля всех правительственных машин стоял П. Удалов - личный водитель И. Сталина. Первым автомобилем, на котором ездил в то время Нарком национальностей, был Vauxhall 1914 года производства - машина, некогда принадлежавшая матери императора Николая II.
Но, придя к власти, Сталин больше не довольствовался наследством царских времен. В Гараже отлично знали вкусы вождя. Сталинские кортежи состояли из шикарных "Паккардов", "Пирс Уроу", "Линкольнов", "Кадиллаков", "Роллс-Ройсов". Одной из любимых машин И. Сталина стала подаренная Президентом США Ф. Рузвельтом модель "Паккард Твелв". Первоначально машина была белого цвета, но Сталин распорядился в рочном порядке перекрасить ее в "государственный" черный.
После войны Гараж начал обновляться, как за счет производства отечественных автомобилей (началась эксплуатация ЗИС-110 и его бронированного аналога), так и за счет привезенных из побежденной Германии трофеев: "Даймлеров", "Хорьхов" и др.
В 1956 году был развенчан культ Сталина, и ЗИС превратился в ЗИЛ в честь директора завода Лихачева, чтобы вычеркнуть из памяти имя "отца народов". Но "крестьянин" Хрущев мало интересовался автомобилями, других подарков не поступало, и ЗИЛ продолжал многие годы выпускать переделанную копию Packard.
Никита Сергеевич, став лидером страны, ездил в основном на советских машинах. Но во время визита в Югославию маршал Тито подарил ему кабриолет "Хорьх-951 А". Как ответный подарок Тито получил советский ЗИС-110. Хрущев любил автомашины. Редкая его заграничная поездка обходилась без "обновки". Машины ему часто просто дарили, но иногда он покупал приглянувшийся экземпляр. Осенью 1959 года Хрущёв привез из США "Кадиллак-Флитвуд 75" красного цвета, с бархатной обивкой салона и кондиционером. Был у Никиты Сергеевича и "Мерседес-Бенц 300SL", чёрный "Роллс-Ройс Сильвер Клауд", подаренный им затем дому инвалидов. В 1961 году из поездки во Францию Хрущев привёз кабриолет "Рено-Флорида", но вскоре подарил его дочери Раде.
Поворот в кремлевском гараже произошел с приходом туда Леонида Брежнева.
К 1967 году заводом им. Лихачева был разработан лимузин ЗИЛ-114, который был признан несомненным лидером отечественного автостроения. В 1978 году эта модель была усовершенствована и преобразована в ЗИЛ-115, в правительственном кортеже Л.И. Брежнева таких машин было две - седан и универсал. Хотя сотрудники Гаража прекрасно знали страсть Генсека к иномаркам, в его автопарке насчитывалось более десяти машин от "Линкольнов" до "Мерседесов".
После смерти Брежнева в 1982 году его коллекция из 68 автомобилей была раздроблена, и некоторые экземпляры оказались в руках иностранных торговцев автомобилями той поры.
Андропов не интересовался коллекцией, так же как Черненко и Горбачев. И вновь наступил расцвет ЗИЛов: даже при Ельцине и Путине, который, однако, использует их лишь в зарубежных поездках. По Москве Путин предпочитает ездить на Mercedes.
Справедливости ради стоит добавить, что нынешний президент России изредка ездит на раритетной "Волге" 1956 года выпуска, цвета слоновой кости, с АКПП, хромированными стальными дисками и кожаным салоном в цвет кузова. Путин купил эту машину в 2005 году. Вместо обычных цифр на госномере машины написано - ГАЗ-21.