Кремлевские гонщики

С этим трудно спорить. Даже несмотря на то, что дымка государственных тайн сильно развеялась за последние годы, те "немногие", кому хорошо знакомо слово "ГОН", всегда будут знать куда больше, чем смогут рассказать. Потому что так в СССР, а теперь и в России, называют Гараж особого назначения. До сих пор о ГОНе вскользь писали только в связи с юбилеями этой службы. Или ее упоминали в своих мемуарах всевозможные "бывшие". Корреспонденты "Автопилота" были там в прошлом месяце. Там, куда до сих пор не ступала нога журналиста.

ОТ ИЛЬИЧА ДО НИКОЛАЕВИЧА

На двери, за которой мы смотрим фильм, надпись - "Комната отдыха". Рядом - "Комната истории", где собраны другие документальные свидетельства существования этой службы, на глазах которой прошла вся советская эпоха в лице ее творцов. Среди экспонатов - фарфоровое блюдце с золотым вензелем и портретом Ю. Андропова, колпак, отвалившийся однажды от лимузина Фиделя Кастро, вырезанный из дерева герб ГОНа - на фоне чекистского щита выезжающий из ворот кремлевской башни ЗИЛ" Помимо герба, растиражированного в нагрудных значках, у ГОНа есть свой гимн авторства Феликса Лаубе и Георгия Мовсесяна - известных в своих жанрах поэта-песенника и композитора"

В конце коридора, после комнаты дежурного и помещений с аккуратно застеленными койками, - чайная "Боровицкая" и маленький клуб. Здесь все очень напоминает традиционную воинскую часть. Так оно и есть. Здесь не носят погон, но часто обращаются друг к другу по званиям. Но самое главное отличие от обычной воинской части - в стенах, которыми она окружена. Это - стены Кремля.

Кремлевские боярские палаты XVII века ныне заняты одной из самых элитных спецслужб - здесь находится Гараж особого назначения, ранее бывший подразделением 9-го управления КГБ, теперь - Федеральной службы охраны. Чтобы попасть сюда, нужно пройти всего каких-то несколько десятков метров от Боровицких ворот, однако на этом коротком пути три раза предъявить документы. Потому что здесь, в бывших царских конюшнях, следуя, видимо, исторической преемственности, находятся практически все автомобили первых лиц государства.

...Гараж номер 10 всегда полуоткрыт. Это помещение для оперативных выездов. Напротив - мойка. Кремлевские автомобили моют только вручную и только женщины. Это традиция. По преданию, именно в помещении нынешней мойки была расстреляна Фанни Каплан.

В углу двора - помещение, оборудованное по последнему слову технической мысли Mercedes под склад запчастей. В противоположном углу - авторемонтные мастерские с диагностическим оборудованием от Mercedes. Во дворе стоят бронированные ЗИЛы, которые считают почти национальной гордостью: на Западе долго не могли додуматься строить машину вокруг бронированной капсулы, а в России бронирование с этого началось"

В комнате дежурного лежит журнал, где в клеточках вписаны знакомые фамилии: Немцов, Примаков, Селезнев... "Мы начали обслуживать Ленина, потом Сталина, потом членов Политбюро и иностранные делегации", - рассказывают мне "гоновцы" так, будто это именно они возили всех перечисленных деятелей" В последние годы многое изменилось в системе охраны. Тех, кого раньше именовали "охраняемыми лицами", теперь стали называть "объектами государственной охраны". Казалось бы, какая разница? Но, видимо, так удобнее всего обозначить тех, кого слишком часто бурная политическая жизнь разводит по разные стороны баррикад.

А охранять все равно надо.

ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

Иллюстрация Иномарки были в ГОНе всегда, с них началась его история. Однако не раз с ними пытались бороться - нынешняя попытка Немцова пересадить чиновников на "волги" далеко не первая из подобных. Однако ее результат исчерпывается пока одним примером - сегодня из "объектов госохраны", как известно, на "Волге" ездит только Немцов.

После 1991 года Ельцин решил, что первые лица государства должны обслуживаться автомобилями среднего класса, а ЗИЛы могут использоваться только для протокольных мероприятий. Тогда-то и была предпринята попытка внедрить в ГОН ГАЗ-3102. Разумеется, "волги", которые находятся в ГОНе (сегодня их здесь всего около десятка), не простые, а полностью переделанные по "гоновской" же технологии на одной финской фирме - с автоматической коробкой, "фордовским" двигателем, комфортабельным салоном.

Первое требование к автомобилю Гаража особого назначения - высокая степень активной и пассивной безопасности. "Волги", увы, даже этому требованию спецов ГОНа не отвечают. В конце концов было решено, что цена жизни "объекта госохраны" слишком высока, чтобы скупиться на автомобиль.

Появление же "мерседесов", составляющих сегодня основу всего парка Гаража особого назначения (их приблизительно полторы сотни), здесь объясняют просто: во-первых, германский концерн имеет большой опыт в обслуживании первых лиц государств; во-вторых, с немцами удалось договориться о больших скидках. Еще в этом "тендере" участвовали в свое время BMW и Volvo, однако только представители Mercedes поняли, что трехлучевая звезда "Мерседеса" под пятилучевой звездой Кремля - достаточно сильная реклама и ради нее можно пойти на уступки. Впрочем, автомобили Volvo в ГОНе есть.

Среди "гоновских" "мерседесов" лидирует знаменитый 140-й кузов. Вообще, германский концерн представлен в Кремле S, E и G-классами. Автомобили G-класса переоборудованы для работы офицеров подразделения физической защиты: удлиненный кузов для увеличения внутреннего пространства (охранник с оружием не должен быть стеснен в движениях), форсированный двигатель, легко откидывающаяся для стрельбы задняя дверь" Что любопытно: комфортабельные в "гражданской" модификации Gelaendewagen, как и другие автомобили, которые также используются для нужд выездной охраны (Chevrolet Suburban и Blazer, VW Caravelle, 600-й Mercedes и ЗИЛ-115 "скорпион"), внутри себя содержат маленькие жесткие и неудобные сиденья - охранник не должен расслабляться в пути. Из вышеприведенного перечня марок можно понять, что идеального автомобиля для выездной охраны не существует, и в каком именно автомобиле будет находиться охрана, каждый раз приходится решать, исходя из особенностей предстоящего мероприятия.

ГЕЛЬМУТ - БОРИСУ

"Недавно один из друзей "Автопилота" пообещал нам показать свой удлиненный 600-й, который был отрекомендован им "как у Ельцина". Теперь, с полным знанием дела, мы можем сказать, что "как у Ельцина" 600-го в России нет.

Дело в том, что до 1995 года концерн Mercedes не занимался удлинением своих автомобилей. Это значит, что все лимузины на основе 300-х и 600-х делались так: некоей тюнинговой фирмой брался автомобиль, разрезался пополам, делалась вставка, после чего все части вновь сваривались. Отрицательным результатом этого были лишний вес, наличие сварных швов, потеря жесткости. Преимущество ельцинского "пульмана" - он был создан на заводах Mercedes сразу длинным и бронированным, в нем воплощены все достижения технической мысли германского концерна. Ельцинский "пульман" изначально предназначался канцлеру ФРГ Гельмуту Колю, но благодаря хорошим отношениям с концерном ГОНу удалось заполучить его для российского президента. Кстати, второй в истории концерна Mercedes "пульман" тоже переехал в Кремль. Еще в ГОНе есть несколько обычных, то есть без защиты кузова, "пульманов".

В оснащении лимузинов эксклюзивного не так много - в основном правительственная связь и переговорное устройство для связи с водителем. Телевизоров нет - на территории России принимать телесигнал в движущемся автомобиле практически невозможно - однако в некоторых есть видеомагнитофоны. В машине президента еще есть маленькие откидные сиденья.

Вообще, автомобилей, просто сошедших с конвейера, в Гараже особого назначения практически нет. При этом не секрет, что каждая деталь каждой новой машины, поступающей в ГОН, подвергается проверке на специальном оборудовании.

Как не раз сообщалось в прессе, обычный президентский кортеж включает в себя пять автомобилей, всегда "мерседесов". Один основной - это "пульман", который идет в окружении двух автомобилей выездной охраны, один автомобиль связи и один резервный. Впрочем, резервный автомобиль могут выпустить не всегда, и основной автомобиль может шествовать в сопровождении внедорожников и, допустим, "Мерседеса" E-420.

Местоположение машин в кортеже может меняться. Вообще, охрана кортежа в дороге подразумевает довольно сложную организацию действий и учет многих обстоятельств, помимо выбора машин и их очередности. Скажем, есть зависимость безопасности от скорости движения. Начальник ГОНа Владимир Макаров даже рисует график: при достижении скорости 90 километров в час показатель "безопасность" достигает своего пика, затем резко падает. При высоких скоростях проще избежать пули снайпера, однако сложнее избежать непредвиденных случайностей.

Все это - лишь часть хитрой науки, которая называется "обеспечение безопасности". В свое время сотрудникам ГОНа в Чечне удалось предотвратить покушение на один "объект госохраны" путем своевременной перестановки автомобилей в кортеже. Взрывное устройство сработало не под той машиной. Впрочем, ее водитель тоже не пострадал. И на такой случай у охраны есть свои секреты.

ЦАРСКАЯ КОНЮШНЯ

Автомобилям, попавшим в ГОН, видимо, мог бы позавидовать любой механизм, если бы таковому было присуще чувство зависти. Скажем, здесь нет таких понятий, как "ТО", - все работы по обслуживанию, как в авиации, регламентные. Это значит, что если предписано заменить сцепление при таком-то пробеге, то его меняют независимо от изношенности. Раз в неделю автомобиль полируют и ежедневно вручную моют.

На каждый узел или деталь автомобиля заведен паспорт, где указано, кем и когда они изготовлены, каждый автомобиль осматривается механиками раз в день, два раза в месяц проверяется капитально, замена каждого винтика фиксируется в специальном журнале. Все это вдобавок находится под "системой взаимного контроля" над исполнителями. И после каждой капитальной проверки машину обязано опробовать руководство ГОНа. Только после этого в нее садится водитель.

Автомобиль не имеет права сломаться - это один из законов, которые были рождены в ГОНе за его почти 80-летнюю историю. Неисправным же здесь считается автомобиль, на котором есть царапина или скол, порвалось сиденье или отломалась ручка"

Кстати, именно благодаря этим законам в ГОНе плохо приживаются "волги". По словам Владимира Макарова, на каждые десять "волг" в гараже приходилось держать еще десять резервных машин, каждую по полгода доводить до ума, наладить поток запчастей. Надежность "волг" и ЗИЛов здесь считается недостаточной после того, как машина накрутит 100 тысяч пробега, тогда ее передают в смежные подразделения. Для "мерсов" пока подобная величина "критического пробега" не установлена, поскольку эти машины появились в гараже сравнительно недавно. Однако предполагается, что она составит 200 тысяч.

Кстати, авторемонтным мастерским ГОНа концерн Mercedes-Benz предоставил право авторизованной станции по обслуживанию автомобилей. Это значит, что все гарантийные работы выполняются здесь же, в Кремле, здесь же ставится печать, сохраняющая гарантию завода-изготовителя. Еще один закон ГОНа - автомобиль не может ни минуты находиться без охраны или без водителя. Если в особых случаях автомобиль отправляется на станцию для ремонта, который трудно сделать в Кремле, то все работы ведутся под контролем водителя. Если же все-таки автомобиль остался какое-то время без контроля, то в Кремле его ждет проверка по полной программе - просвечивание, санитарный контроль" Впрочем, оставляют машину без контроля нечасто. Мне объяснили: "Чаще мы просто заставляем станцию поработать еще и ночью""

КАК ПОВЕЗЕТ

Попасть в ГОН и знать при этом, что ты будешь водителем президента, невозможно. Все решает "психологическая совместимость" между самими водителями и охраняемым лицом, а также случай. Скажем, вряд ли могли предполагать водители малоизвестного вице-премьера, что будут возить своего шефа уже как премьера" Продвигается по служебной лестнице "охраняемое лицо" - продвигается и водитель" с той лишь разницей, что никто ему не повышает за это зарплату, не дает квартиру, не ставит "кремлевку-1", а в положенное время его так же, как и всех, отправляют на "укрепляющий кросс", в тир или на лыжи" Растет только престиж. И с годами - офицерское звание.

Выбор водителя очень сильно зависит от характера "охраняемого лица". И если достигнут "контакт", то его стараются всеми силами сберечь. Тройка водителей, приставленных к той или иной высшей государственной персоне, должна знать все ее особенности.

Скажем, Михаил Суслов ненавидел быструю езду и заставлял водителя в любой обстановке держаться скорости 40 километров в час. Это надо было терпеть. Маршал Устинов, напротив, любил ездить быстро, причем до такой степени, что часто кричал водителю: "Ну газуй же, мать твою, распрями же колено!" Когда колено распрямлялось недостаточно, бил шофера по ноге. И только когда педаль доходила до упора, маршал расслаблялся"

Среди нынешних "охраняемых лиц" слишком привередливых нет. Однако есть курящие и не переносящие запах табака, любящие ездить с открытыми окнами и боящиеся сквозняков" Каждый день водитель обязан отчитываться о своем здоровье, чтобы, не дай Бог, не заразить "охраняемого", не доставить ему дискомфорт или просто самому не почувствовать себя плохо на дороге. Знание всех этих нюансов приходит с опытом. Именно поэтому тройка водителей обычно подбирается с учетом разницы в возрасте - чтобы в шоферской среде шел "обмен между поколениями". Например, одному из водителей Ельцина - 50 лет, другому под 40, третьему - чуть больше 30"

Вообще, профессия водителя в ГОНе считается интеллектуальной. Здесь не любят просто "шоферюг". Может, поэтому за рулем довольно много людей с высшим образованием, закончивших Высшую школу КГБ - ныне Академию ФСБ. Есть примеры и дальнейшего "интеллектуального роста" водителя: бывший шофер Молотова - ныне профессор одного из московских вузов. И, разумеется, все руководители ГОНа имеют высшее автомобильное образование - МАДИ, МАМИ, военное автомобильное училище. Каждого начинающего водителя ждет "офицерский минимум" и система переподготовки. Та подготовка, которая прежде называлась в девятом управлении КГБ "чекистской", теперь называется "оперативной", также ждет каждого водителя, несмотря на то что в отличие от сидящих в машине сотрудников охраны его роль все-таки совсем иная. Все равно огневой подготовке здесь уделяют не меньшее внимание, чем шоферской. Каждый водитель постоянно при оружии, обычно это пистолет Макарова.

Впрочем, немаловажная вещь при отборе - "человеческий фактор". К возможным кандидатам в ГОН присматриваются еще в автобазе транспортного управления Федеральной службы охраны (куда тоже попадают не случайно). Важное значение имеет даже внешний вид - ведь когда ты возишь иностранного посла, то ты - маленькая частица государства" И, разумеется, прежде чем попасть в ГОН, водитель лет пять будет проходить далеко не только шоферскую подготовку. Потому что водитель ГОНа - не просто водитель, но и охранник, телохранитель или бодигард - как вам угодно.

И так было со времен основателя Советского государства.

ГОНКИ НА ВЫЖИВАНИЕ

Мы на Ходынском поле. Своего автодрома у ГОНа нет. Ровная поверхность аэродрома покрыта снегом, который поднимает в воздух колючий ветер. Здесь проходят свои учебные программы все водители ГОНа - как "базовые", когда их учат правильно сидеть за рулем, так и "антитеррористические", во время которых их учат таранить всевозможные препятствия и уходить из-под огня. Впрочем, здесь препятствия "воображаемые", реально протаранить автомобиль доступно пока только за границей.

"Да 80 процентов всех водителей в Москве управляют автомобилями неправильно, - уверяет меня начальник курсов Владислав Белов. - Для водителя ГОНа просто недопустимы такие вещи, как, например, держать одной рукой руль, а другой - селектор коробки передач, близко наклоняться к рулю или, открыв окно, подпирать крышу левой рукой..." Вот, пожалуй, главный закон ГОНа - водитель Гаража особого назначения не имеет права попасть в аварию по чужой вине. То, что он может попасть в аварию по своей вине, даже не обсуждается.

Перечисление упражнений "базовых программ" звучит довольно скучно - повороты, посадка, торможение, которое нужно отработать летом, иначе не допустят до занятий зимой" Тем не менее некоторых вполне умеющих рулить водителей заставляют проходить их по нескольку раз. Все-таки одна из самых главных вещей, которые требуются от персонального шофера, это обеспечить комфорт сидящему сзади" А чувствовать машину можно только спиной, поэтому тело водителя должно максимальной площадью соприкасаться с сиденьем. Все и начинается с посадки"

Однако подготовка, которая обозначается в программе как "техническая", выглядит уже куда менее скучно. Поскольку водитель - сотрудник охраны, то он обязан владеть "специальными навыками в случае сложной оперативной обстановки". Один из таких навыков инструктор демонстрирует нам с фотографом на бронированном ЗИЛе. Машина разгоняется по снежной поверхности и, подняв снежную бурю, разворачивается на 360 градусов, а затем, не снижая скорости, мчится дальше. "Вот такой разворот водитель должен уметь делать на любом покрытии шириной в 7 метров", - комментирует инструктор. Это кажется маловероятным. Ведь длина ЗИЛа - почти 6 метров!

Однако самое сильное впечатление - когда подобный разворот проделывают несколько ЗИЛов" синхронно. Вообще, тактика езды в группе автомобилей - пожалуй, самое важное, самое сложное и самое впечатляющее из того, чему учат всех шоферов службы охраны.

Наш ЗИЛ приближается к другому почти вплотную. Кажется, что еще немного - и крыло будет поцарапано. "Какое расстояние до той машины?" - спрашивает инструктор. Мне кажется, что расстояние между двумя кузовами не больше 20 сантиметров. Оказывается, "почти полметра". Одно из самых простых упражнений для езды в группе: машину обвешивают мотоциклетными покрышками и водители идущих сзади и по бокам машин должны их "нежно коснуться". Другое "самое заурядное" - динамическая и проездная змейка: едут шесть машин, а седьмая проскальзывает между ними" И одно из самых сложных - когда все машины выстраиваются ромбом вокруг одной и все разгоняются до 90 километров в час. А перед этим дается команда - "дистанция ноль". Это значит, что машины выстроились на расстоянии двадцати сантиметров друг от друга" После этого упражнения водители выходят из машин мокрые от пота. Особенно сильно теряет в весе тот, кто находился в центре и не видел вокруг ничего, кроме окружавших его кузовов. "Так они учатся преодолевать страх", - объясняет инструктор.

Многому из того, что требуется при "антитеррористической подготовке", научить в России невозможно. Слишком дорого врезаться и таранить реальные автомобили только для того, чтобы научиться это делать. Однако возможность такого обучения нашли благодаря сотрудничеству с BMW. Баварский концерн, разумеется, богат, но не расточителен - на автодромах разбивают экспериментальные образцы, которые невозможно продать без сертификации. Однако чувства наших водителей, которым выдавались едва сошедшие с конвейера BMW 750 для того, чтобы превратить их в металлолом, можно представить.

После всей этой подготовки, когда водитель знает, что делать в самой экстремальной ситуации, когда он может вытеснить с дороги автомобиль и остаться на ней, когда вытесняют его, когда он может протаранить машину, чтобы освободить проезд, или выкинуть машину с дороги, - вот тогда считается, что он дошел до уровня. До того уровня, который нормален для водителя ГОНа. После собеседования с комиссией его могут взять в Гараж особого назначения, чтобы, продержав еще несколько лет на второстепенных ролях, допустить к рулю "основного" автомобиля, в котором и будет находиться "объект госохраны".

СУДЬБА СПЕЦИАЛИСТА

Из всех спецслужб ГОН, пожалуй, самая "спец". Здесь все слишком сильно зависит от профессионализма каждого сотрудника. Видимо, поэтому эта служба никогда не сможет быть втянутой в политику. Во времена ГКЧП сотрудники ГОНа одинаково обслуживали обе стороны баррикад. Да и сейчас среди "охраняемых лиц" слишком много тех, кого трудно представить вместе. Скажем, Чубайса и Селезнева"

Это очень неспокойная работа. Разумеется, водителям ГОНа пришлось побывать во всех "горячих точках" - в Карабахе, Фергане, Тбилиси, Буденновске, в Чечне. Да и дорожная ситуация в Москве на глазах становится все более напряженной. "Разве кому-нибудь раньше приходило в голову разворачиваться на Кутузовском через две сплошные? Разве раньше кто-нибудь пристраивался в хвост президентского кортежа?" - возмущаются кремлевские водители.

Многое стало не так, как раньше, когда одного члена Политбюро можно было возить пятнадцать лет. Приходится порой восстанавливать и былую солидарность с ГАИ. "Видимо, случаются у них какие-то очень важные дела с нарушителями, если они позволяют себе разговаривать с ними, стоя к нам спиной, даже получив по рации предупреждение", - говорят водители ГОНа.

Но главной бедой последних лет стала "охота за головами". Неофициальная такса водителя ГОНа сегодня составляет $1500. Такова минимальная месячная зарплата, за которую крупные банки и фирмы перекупают водителя. Так, в некоторых банках уже образовались "филиалы" Гаража особого назначения, а самому гаражу пришлось обновить свой состав на 60 процентов. Средняя зарплата по ГОНу сегодня намного ниже.

У ГОНа есть еще одна беда - Гаража особого назначения не существует" как гаража. Есть бывшие царские конюшни в Кремле, есть еще два помещения - под Большим Каменным мостом и Крымским мостом, где под постоянными протечками, в сырости стоят резервные машины. А весь парк уместить в Кремле нереально.

И если рисовать график зависимости государственной безопасности от всех этих бед, то трудно пока сказать, куда выведет полученная кривая.

Наверняка можно сказать только то, что российская традиция еще долго будет очень высоко держать престиж работы в Кремле. А скорее всего - всегда. Пока колесо кортежа с "объектами госохраны" будет катиться рядом с колесом истории.

Кремлевский гараж особого назначения начал свою историю 1 января 1921 года, и его первым заведующим был назначен личный шофер Ленина С. Гиль. С него же фактически началась и история всей службы охраны. С 1924 года гараж стал обслуживать других руководителей Советского государства, а двумя годами раньше его начальником сделался личный шофер Сталина - П. Удалов, который проработал в этой должности до самой смерти вождя. Сотрудники ГОНа обслуживали Сталина, Молотова и Ворошилова на Тегеранской конференции, а в 1945 году - Сталина, Черчилля, Рузвельта и Молотова на Ялтинской.

Сегодня ГОН обслуживает не только президента и первых лиц правительства, но и руководителей силовых министерств, Конституционного и арбитражного судов, обеих палат парламента, а также - в среднем за год - около 100 зарубежных делегаций. ГОН обслуживает охраняемых и за рубежом, его автомобили проехали по дорогам 50 стран. Машины перевозятся обычно на самолете ИЛ-76, в котором могут разместиться, например, три ЗИЛа-115.

Первым автомобилем, на котором С. Гиль обслуживал Ленина, был французский "Тюрка Мери". В 30-х годах основными автомобилями гаража стали "бьюики", затем - "паккарды". В послевоенные годы ГОН укомплектовали ЗИСами-110, которые были впервые оснащены средствами радиосвязи. Затем промышленность освоила производство ЗИС-111 и ЗИС-115 со специальной защитой кузова. В последние годы в гараже эксплуатировались ЗИЛ-114, ЗИЛ-117, семейство ЗИЛ-115, ГАЗ-14 "Чайка" и ГАЗ-3102.

В настоящее время ЗИЛ - второй после Mercedes по численности автомобиль в ГОНе. Однако пополнения парка практически нет из-за падения производства на заводе им. Лихачева. Тем не менее премьер-министр Виктор Черномырдин взял под личный контроль вопрос о том, чтобы в 1998 году наконец-то было начато создание принципиально новой модели ЗИЛа.

Терроризм в отношении высших государственных лиц в России имеет глубокие корни. Поскольку персональное транспортное средство неотлучно от высшего государственного лица в его перемещениях по стране, то обычно оно - со времен императора Александра II - становится объектом покушения.

Покушения совершались на большинство руководителей Советского государства. Несколько попыток покушений было совершено на И. Сталина и В. Молотова. В 1969 году младший лейтенант Ильин пытался совершить покушение на Л. Брежнева, расстреляв из двух пистолетов машину, следующую в Кремль. В результате погиб сотрудник ГОНа Илья Жарков и был ранен один из мотоциклистов почетного эскорта. В 1990 году на Красной площади была совершена попытка покушения на М. Горбачева во время парада, несколькими годами позже майор Кислов вынашивал намерение зарезать ножом Ельцина.

В 1995 году традиционным для террористов способом - взрывом автомобиля, начиненного взрывчаткой и припаркованного вблизи машины намеченной жертвы, - пытались ликвидировать Э. Шеварднадзе, а также президента Македонии.

Перечень покушений только на американских президентов занял бы внушительное место. Кстати, Гитлеру довелось пережить около 300 покушений.

P.S. или советская формула-3

В советский период в нашем государстве были не только умелые водители государственного автопарка и по-истине эксклюзивные автомобили для "верхов". Но и были экзотические автомобили. К примеру Формула-3 - советский спортивный автомобиль.

Дата: 01.11.2010, 18:59| Добавил:Grechaninov| Просмотров: 17698
Комментарии к материалу — 3
Дата: 17.04.2016 - 09:38
И потом работали шофёрами в Гоне на чайках они работали
Дата: 17.04.2016 - 09:37
Еще двое мальчишек с мамой учились в школе
Дата: 17.04.2016 - 09:36
Работал там один дедушкин товарищ на чайке
Оставьте свой комментарий
avatar